Кварки и струны

Чтобы разжечь в кузнице первый огонь, предок похитил из цеха небесных кузнецов Номмо угли, являвшиеся частью солнца. Для этого он воспользовался палочкой вора, изгиб которой заканчивался щелью, напоминающей открытый рот. По пути в амбарную кузницу предок случайно уронил несколько углей и вынужден был вернуться, чтобы их подобрать. Потом он помчался к амбару, но из-за тревоги и беспокойства не смог найти вход.

тайные знания

расшифрованные сведения от потомков древних космических странников


Несколько раз он обежал вокруг амбара, прежде чем обнаружил ступеньки и забрался на плоскую крышу, где спрятал угли в коже мехов. Затем он воскликнул: «Gouyo!», что означает:«Украдено!»
На первый взгляд история совершенно бессмысленная, поскольку у амбара четыре лестницы с каждой стороны и предку не надо обегать вокруг него даже раза, чтобы забраться наверх. Однако мы знаем, что огонь — один из символов квантовых элементов, из которых создана вся материя. Бег вокруг амбара для возвращения к началу — отсылка к двойному повороту (на 720 градусов), который требуется, чтобы вернуть частицу со спином 1/9 в исходное положение. Слово «украдено» указывает на электроны — элементарные частицы со спином 1/9, которые, согласно науке, один атом отнимает у другого для образования молекулярной связи. Более того, Хокинг пишет: «Современная теория ядра основана на представлении о том, что ядро состоит из нейтронов и протонов, которые удерживаются вместе чрезвычайно мощными ядерными силами. Чтобы разобраться в этих ядерных силах, физики разрушали, разбивали нейтроны и протоны, бомбардируя ядро частицами крайне высокой энергии. Подобные бомбардировки выявили более двухсот так называемых элементарных частиц, или мельчайших элементов вещества, большинство из которых существует менее одной стомиллионной секунды».
Когда Хокинг говорит о существовании более чем двухсот элементарных частиц, он имеет в виду, что частиц ещё больше, но они пока не обнаружены и не подтверждены наукой. Это приблизительное число частиц — с учётом их вероятного увеличения — соответствует рисунку догонов, на котором изображено 266 семян, или знаков. Гриоль и Дитерлен рассказывают нам, что эти 266 знаков разбиваются догонами на группы.
266 буммо Аммы, делящиеся на восемь групп, распределяются следующим образом: 6, 20, а затем четыре раза по 60. В ходе праздника сева, когда на алтарь manna amma — «Амма небес» — приносится жертва, жрец ару говорит: «Число Аммы 266; оно начинается с шести буммо, к которым добавляется двадцать и четыре раза по шестьдесят; вначале Амма создал шесть буммо вещей, затем он добавил двадцать и четыре раза по шестьдесят (буммо)». Два этих способа указывают на базовое деление на 8 — женское и на 6 — мужское. Это говорит нам о том, что буммо — символ творческой мысли Аммы — содержится в самой сути двойственности полов, в мужском и женском началах, которые лежат в основе материального воплощения божественной мысли.
В первых шести буммо творения Аммы, распознанных среди 266 знаков как квантовые частицы, легко узнаются шесть разновидностей кварков, описанных у Хокинга.
Существует несколько видов кварков — как минимум шесть «ароматов», которые мы называем верхним, нижним, странным, очарованным, прелестным и истинным. У каждого аромата три «цвета»: красный, зелёный и синий. (Должен заметить, что эти термины — только названия: кварки значительно меньше длины волны видимого света, а потому не обладают цветом в нашем обычном понимании. Современные физики, кажется, более изобретательны в поиске названий для новых частиц и явлений — они больше не ограничивают себя греческими!) Как протон, так и нейтрон созданы из трёх кварков, по одному каждого цвета.
Протон содержит два верхних и один нижний кварк, нейтрон — два нижних и один верхний. Основываясь на описании Хокингом элементарных частиц и сил квантовой механики, мы можем видеть, что 266 знаков, или семян Аммы, — это на удивление точное описание строительных кирпичиков материи. Кроме того, если 266 элементарных частиц догонов в конечном счёте окажутся подтверждены наукой, то догонский миф о Сотворении мира может содержать в себе и другие зашифрованные в символах научные знания, о которых мы ещё не говорили.
Если между образами По и Сене догонов и соответствующими положениями квантовой теории обнаружилась связь, то имеет смысл поискать подобную связь на более глубоком уровне, исследовав структуру самих квантовых частиц. Чтобы осуществить это, мы должны рассмотреть теорию струн — многообещающую, но пока неподтверждённую гипотезу о том, что является последним, неделимым компонентом материальных частиц. Теория струн стала одним из перспективных направлений физики в начале 1980-х, и хотя доказательство некоторых ключевых аспектов этой теории до сих пор остаётся за пределами наших технологических возможностей, она продолжает быть идеей, которая с большой вероятностью объединит физические теории. В своей книге 1999 года «Элегантная Вселенная» Брайан Грин объяснил основы этой теории.
[Квантовые] частицы — это «буквы» материи. Как и их лингвистические двойники, они не имеют внутренней структуры. Теория струн говорит об обратном. Согласно ей, если мы исследуем эти частицы с большей точностью, на много порядков превышающей наши сегодняшние технические возможности, то обнаружим, что каждая из этих частиц является не точкой, а крошечной одномерной петлёй. Как бесконечно тонкая резиновая лента, каждая частица содержит вибрирующее, колеблющееся, пляшущее волокно, которое физики… называют струной.
Грин продолжает более детально объяснять строение этой крошечной частицы вещества:
[В] теории струн все особенности микромира связаны со стоящей за ними силой. Чтобы это понять, давайте взглянем на более знакомые струны, например скрипичные. Каждая такая струна может создавать огромное (а по сути бесконечное) число различных колебаний, называемых резонансными… Пики и понижения этих волновых колебаний ровно распределяются между двумя фиксированными концами струны. Наше ухо ощущает эти резонансные колебания как различные ноты.
Струны в теории струн обладают теми же свойствами. Каждая из них поддерживает резонансные колебания, в процессе которых их максимумы и минимумы столь же ровно распределяются по всей её длине… Как различные резонансные колебания скрипичных струн создают различные музыкальные ноты, так и различные резонансные колебания фундаментальной струны формируют различные массы и характеристики сил.
В книге «Элегантная Вселенная» Грин приводит схематические примеры нескольких таких колебаний (рис. 6).

четыре рисунка из книги Лэда Скрэнтона

Продолжая нашу интерпретацию догонских символов, которые могут соответствовать струнам, мы понимаем, что любое обсуждение компонентов более фундаментальных, чем те, что использовались в росте Сене, приводит нас к 266 семенам, или знакам Аммы. Относительно этих знаков Гриоль в своей статье «Догоны» утверждал, что «концепция Вселенной [у догонов] основывается… на принципе колебаний материи». Эта основа структуры материи подтверждается догонским рисунком, изображающим 266 семян, или знаков. Обратимся к описанию Гриолем и Дитерлен посевного ритуала догонов, приведённому в книге «Бледный лис».
Создание и изображение знаков ежегодно проводится перед севом (bado) в рамках следующего ритуала. Рано утром глава семьи идёт в поле предков — vague minnie — и аккуратно расчищает в центре область для изображения знаков. Там он помещает корзину tazudHOM вверх и обводит круг, несущий то же название, что и алтарь поля; затем он накладывает груду камней — sogo.
Глядя на восток, глава семьи рисует на земле внутри первого круга меньший круг диаметром около двенадцати сантиметров и ставит в центре точку. С наступлением дня он чертит за внутренней окружностью зигзагообразную линию, делая это двадцать два раза и заполняя внешний круг запутанными линиями, представляющими все возможные знаки… Об этом говорят так: «266 (знаков) нарисованы в центре поля предков».
Гриоль и Дитерлен приводят в книге «Бледный лис» схему этого рисунка (рис. 7), который напоминает изображение колебаний в книге Грина. Рисунок догонов и утверждение Гриоля относительно вибрационной природы вещества связывают символы догонов с теорией струн. Мы знаем, что квантовая механика считает струны источником вибраций материи. Поэтому очень важно, что у догонов струне соответствует нить паука Сене. Гриоль и Дитерлен пишут: «После паук dada yurugu geze gezene (буквально: «Дада, который держит нить лиса») был послан Аммой… Он вошёл в Сене-На… чтобы соткать слова Ого».
Хотя струна во много раз меньше самой мельчайшей частицы, какую только могут вообразить себе современные ученые, в сознании догонов есть чёткое понимание того, как выглядела изначальная нить. Гриоль и Дитерлен в приложении к «Бледному лису» приводят схему догонов, изображающую работу паука в Сене (рис. 8). На этом примере видно, что, по мнению догонов, струны представляют собой спирали, а не петли.
В мифологии догонов можно найти и другие доказательства сходства между нитью паука и струнами. К примеру, струны в физической теории составляют основу образования четырёх квантовых сил — гравитации, электромагнитной силы, слабого и сильного взаимодействия. Догоны же говорят, что паук Сене порождает четыре семени Сене.
Четыре ветви Сене-На, где работал паук, дадут урожай… Первое семя, пойманное Сене, было семенем mono — это слово означает «сводить вместе»… [Второе] — sene gommuzo, или «неровное», sene benu — «клейкое» и sene urio — «склоняющееся». Четыре Сене воплощают на земле четыре яла, расположенные в семени Сене-На в утробе Аммы, которая содержит эти элементы в следующем порядке: Сене-На — вода; sene gommuzo — воздух; sene benu — огонь; sene urio — земля.
Как струны создают то, что современная наука называет квантовыми частицами, так и нить паука Сене «порождает» четыре названные выше категории квантовых частиц. Многие детали теории струн варьируются в зависимости от того, как учёные определяют расщепление струны на две или слияние двух струн в одну. Это связано со струнной константой взаимодействия. Чем ниже значение константы, тем отчётливее струны ведут себя как одномерные нити. Чем выше это значение, тем больше они проявляют себя как двумерные мембраны. Грин пишет: «Фундаментальной составляющей теории, судя по всему, является одномерная струна… Однако если мы… повысим значение соответствующих констант… то, что казалось одномерной струной, растянется в двумерные мембраны».
Согласно Гриолю и Дитерлен, догонские спирали демонстрируют похожие свойства. В главе «Работа По Пилу» (в книге «Бледный лис») они пишут следующее.
Спираль вещей, свёрнутых в По… представляет собой имя, данное Аммой. Сперва имена были вложены в По; кружась, они создали связь между одной вещью и следующей за ней.
Так имена образовали нечто вроде тонкой оболочки (напоминающей ту, что окружает мозг); вращаясь, эта «кожа» стала похожей на трубку, где вещи следовали друг за другом по порядку.
Одна из современных версий теории струн — М-теория — утверждает, что во Вселенной одиннадцать измерений: четыре из них мы наблюдаем непосредственно (трёхмерное пространство и время), а семь нам недоступны.
Пример из книги Грина «Элегантная Вселенная» помогает осмыслить эти незаметные измерения. В нем говорится о муравье, который идёт по кабелю высокого напряжения. Если смотреть на этот кабель издалека, кажется, что он имеет только одно измерение — муравей может идти по нему либо вперёд, либо назад. Однако вблизи мы видим, что муравей способен двигаться в ещё одном направлении — вокруг кабеля. В статье «Теория струн и М-теория» Маркус и Клаус Базан описывают принципы существования этих измерений.
Согласно М-теории, в каждой точке четырёхмерного пространства находится мельчайшее свёрнутое пространство Калаби-Яу, включающее в себя семь измерений. Все эти измерения закрыты…
После Большого взрыва расширяться начали только четыре измерения, тогда как остальные семь остались свёрнутыми. Они такие маленькие, что мы не можем увидеть их или обнаружить приборами. В этом семимерном узле колеблются струны… Для создания новых пространств Калаби-Яу ткань пространства может разрываться и затягиваться, свёртываясь иным образом. Можно утверждать, что новые формы не могут быть созданы без разрывов.
На рис. 9 (из книги «Бледный лис») мы видим, что мифология догонов предлагает похожие детали эволюции струны в семимерном пространстве.

(Скрэнтон Лэд, «Тайные знания догонов»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *